Гармонизация



Для начала заметим, что данная функция рассчитана на людей, хотя бы поверхностно знакомых с такой не маловажной музыкальной дисциплиной, как классическая гармония. Без базовых знаний в данной области вы на вряд ли сможете пользоваться описываемой здесь возможностью.

Гармонизация в программе MIDIM осуществляется с помощью гармонических ремарок. Вы, вероятно, уже знаете, что любые ремарки в нотном тексте, будь то гармонические или не гармонические, должны быть заключены в фигурные скобки и присоединены к нотам/паузам аналогично меткам или блокам-обработчикам, размещаясь слева от них. Одна нота или пауза может содержать только одну ремарку.

Гармоническая ремарка отличается От обычной тем, что после левой фигурной скобки в ней обязательно должен присутствовать знак доллара. Ниже приведём пример ноты до целой длительности с привязанной к ней гармонической ремаркой, описывающей тонический квартсекстаккорд в широком расположении с примой в мелодии:
{$T64B1}y
(регистр букв внутри гармонической ремарки не имеет значения).

В зависимости от того, на каком треке находятся гармонические ремарки, их можно разделить на функции или ссылки. Функции - это непосредственное описание аккордов, производимое на не звучащем нулевом треке (как, допустим, в обозначенном примере). Ссылки же, напротив, прописываются на всех остальных звучащих треках, где подразумевается присутствие таких гармонических голосов, как бас, тенор, альт и/или сопрано, то есть звуков из уже готовых аккордов. Другими словами, гармонизация должна производиться на нулевом треке, но для того, чтобы она зазвучала, дополнительно нужно определить какие прочие треки будут воспроизводить её. Теперь рассмотрим оба вида гармонических ремарок по отдельности.

Функции.

Перечислим все доступные вам обозначения функций в простом их виде:

  • {$T} - тонические аккорды,
  • {$II} - аккорды второй ступени,
  • {$III} - аккорды третьей ступени,
  • {$S} - субдоминантовые аккорды,
  • {$D} - доминантовые аккорды,
  • {$DD} - аккорды двойной доминанты,
  • {$VI} - аккорды шестой ступени,
  • {$VII} - аккорды седьмой ступени.

Теоретически гармонизацию уже можно производить только лишь такими обозначениями, но существуют некоторые уточнения, использование которых также допускается в программе MIDIM. Так, например, у вас есть возможность помимо описанных обозначений указывать ещё и вид, обращение, расположение и мелодическое положение аккорда.

На примере тонических аккордов перечислим все, доступные в данной версии, их виды и обращения:

  • {$T53} - тонический терцквинтаккорд (трезвучие в основном виде),
  • {$T6} - тонический секстаккорд,
  • {$T64} - тонический квартсекстаккорд,
  • {$T7} - тонический септаккорд,
  • {$T65} - тонический квинтсекстаккорд,
  • {$T43} - тонический терцквартаккорд,
  • {$T2} - тонический секундаккорд,
  • {$T9} - тонический нонаккорд в основном виде,
  • {$T96} - тонический нонаккорд в первом обращении,
  • {$T92} - тонический нонаккорд во втором обращении,
  • {$T99} - тонический нонаккорд в третьем обращении.

Далее на примере тонического секстаккорда перечислим все возможные обозначения расположений аккордов:

  • {$T6B} - тонический секстаккорд в широком расположении,
  • {$T6C} - тонический секстаккорд в тесном расположении,
  • {$T6M} - тонический секстаккорд в смешанном расположении,
  • {$T6U} - тонический секстаккорд в неизвестном расположении.

При этом уточнение вида/обращения аккорда может и отсутствовать. Таким образом
{$Tb} означает все тонические аккорды в широком расположении,
{$IIm} - все аккорды второй ступени в смешанном расположении,
{$Dc} - все доминантовые аккорды в тесном расположении и так далее.

Ещё нам осталось рассмотреть как уточняется мелодическое положение аккордов. Сделаем мы это на примере тонического терцквартаккорда в различных его расположениях:

  • {$T43c1} - тонический терцквартаккорд в тесном расположении с примой в мелодии,
  • {$T43b3} - тонический терцквартаккорд в широком расположении с терцией в мелодии,
  • {$T43m5} - тонический терцквартаккорд в смешанном расположении с квинтой в мелодии,
  • {$T43u7} - любой тонический терцквартаккорд с септимой в мелодии.

Здесь необходимо учесть, что в программе MIDIM при гармонизации запрещено указывать мелодическое положение аккорда без указания его расположения, таким образом запись {$T7} будет означать тонический септаккорд, а не тонический аккорд с септимой в мелодии, для того же, чтобы указать именно любой тонический аккорд в мелодическом положении "септима" необходимо записать так: {$Tu7}.

Мы рассмотрели все возможные способы уточнения аккордов, а теперь обратите своё внимание на то, что в описании гармонической функции обязательно должно присутствовать название ступени, к которой подразумевается её принадлежность, остальные же обозначения являются не обязательными и в случае их отсутствия программа самостоятельно, методом подбора, будет искать необходимые аккорды, отвечающие заданным требованиям.

Продолжая описание функций.

Одних только ключевых знаков не достаточно для точного определения тональности, поэтому дополнительно хотя бы в самой первой функции обязательно нужно указать лад, в котором планируется проводить гармонизацию. Опять же на примере тонических секстаккордов перечислим все доступные вам в данной версии программы диатонические лады:

  • {$>NT6} - натуральный мажор,
  • {$>GT6} - гармонический мажор,
  • {$>MT6} - мелодический мажор,
  • {$>2T6} - дважды гармонический мажор,
  • {$>LT6} - лидийский мажор,
  • {$>IT6} - миксолидийский мажор,
  • {$<NT6} - натуральный минор,
  • {$<GT6} - гармонический минор,
  • {$<MT6} - мелодический минор,
  • {$<2T6} - дважды гармонический минор,
  • {$<FT6} - фригийский минор,
  • {$<DT6} - дарийский минор.

Как вы должны были заметить, обозначение лада состоит из двух символов, первый из которых либо знак больше (мажор), либо знак меньше (минор), а второй уточняющая буква или цифра. Располагать же описание лада необходимо непосредственно перед обозначением гармонической функции. Конечно, чаще всего при гармонизации используются только натуральный мажор и гармонический минор, а все остальные лады могут применяться лишь для осуществления отклонений.

Отклонения.

Например, следующая запись реализует отклонение из гармонического минора в параллельный натуральный мажор:
{$<GT53b1=>NVI}
Здесь мы минорное тоническое трезвучие в широком расположении с примой в мелодии приравняли к шестой ступени нового лада, в результате чего и произошло наше отклонение в параллельную мажорную тональность. Понятно, что в функции после знака равенства ни к чему уточнять расположение и мелодическое положение. Обозначение лада также может отсутствовать в этой функции, но тогда существует вероятность не корректного отклонения.

Заканчивая описание функций.

Нам осталось рассказать о директивах, которые также можно использовать в функциях. Размещаются они сразу после знака доллара, но до описания лада и аккорда в любой последовательности и в любом количестве. Кстати, пробелы внутри функций также запрещены, поэтому все директивы, лады и аккорды с их уточнениями должны следовать друг за другом без каких-либо разделителей. Можно выделить четыре группы директив:

1. Директивы гармонизации, действующие с момента своего появления, до конца гармонии или до появления других директив данной группы.
Если вы привязываете гармоническую функцию к паузе, то программа подбирает аккорд только согласно описанию этой функции, а если же функция привязана к ноте, то программа считает, что данная нота обязательно должна содержаться в подбираемом аккорде. Другими словами, привязывая функции к нотам, мы эти самые ноты гармонизуем. По умолчанию гармонизуется сопрано. Используйте в этой связи следующие директивы:

  • #s - гармонизация сопрано (производится по умолчанию),
  • #a - гармонизация альта,
  • #t - гармонизация тенора,
  • #b - гармонизация баса.
Так, например, если требуется гармонизовать до большой октавы в басу, то можно записать следующее:
{$#b>NT53}By
то есть мы привязали функцию к упомянутой ноте, а в самой функции указали директиву, согласно которой программа поняла, что эта нота есть бас, в результате чего, какой аккорд не был бы подобран для данной функции, будьте уверены, что в его басу будет именно до большой октавы.

2. Директивы запрета, действующие только в том аккорде, в котором они присутствуют:

  • \s - аккорд, содержащий такую директиву будет иметь сопрано, отличное от сопрано предыдущего аккорда,
  • \a - то же самое, но с альтом,
  • \t - то же самое, но с тенором,
  • \b - то же самое, но с басом,
  • \m - в аккорд, содержащий такую директиву вводится запрет на прямое движение крайних голосов.

3. Разрешающие директивы, действующие только в том аккорде, в котором они присутствуют:

  • /s - продлить сопрано из предыдущего аккорда,
  • /a - продлить альт из предыдущего аккорда,
  • /t - продлить тенор из предыдущего аккорда,
  • /b - продлить бас из предыдущего аккорда,
  • /p - разрешить параллелизмы,
  • /f - разрешить выход голосов за пределы дозволенных границ и перекрещивание,
  • /v - разрешить прямое движение всех голосов,
  • /q - разрешить движение баса на две кварты/квинты подряд в одну сторону,
  • /i - разрешить движение голосов на увеличенные интервалы.

4. Двойные директивы, действующие с момента их появления в аккорде, до конца гармонии или до появления своей противоположной пары:

  • u+ - разрешить унисон между басом и тенором,
  • u- - запретить унисон между басом и тенором (установлено по умолчанию),
  • r+ - разрешить повтор баса,
  • r- - запретить повтор баса (установлено по умолчанию).

Теперь приведём несколько примеров:
{$/t/a/sT} - любой тонический аккорд, отличающийся от предыдущего только басом;
{$\mS64b} - субдоминантовый квартсекстаккорд в широком расположении и с запретом на прямое движение крайних голосов;
{$/p>nD2} - доминантовый секундаккорд натурального мажора с разрешёнными параллелизмами;
{$#a/tII}!* - аккорд второй ступени, в альту содержащий фа первой октавы, а в теноре звук из предыдущего аккорда;
{$\b\t\a\sDc} - доминантовый аккорд в тесном расположении, все голоса которого отличаются от голосов предыдущего аккорда;

Мы рассмотрели всё, что касается записи функций. Используя перечисленные способы гармонизации вы можете свободно орудовать с аккордами и не переживать за возможные гармонические ошибки, поскольку их отслеживание программа берёт на себя.

Ссылки.

Ссылки предназначены для определения треков, озвучивающих гармонию. Перечислим их в одиночном виде:

  • {$b+} - включить бас,
  • {$b-} - выключить бас (установлено по умолчанию),
  • {$t+} - включить тенор,
  • {$t-} - выключить тенор (установлено по умолчанию),
  • {$a+} - включить альт,
  • {$a-} - выключить альт (установлено по умолчанию),
  • {$s+} - включить сопрано,
  • {$s-} - выключить сопрано (установлено по умолчанию),
  • {$l+} - включить режим слияния,
  • {$l-} - выключить режим слияния (установлено по умолчанию).

Теперь на примерах рассмотрим их более подробно.
Если нам нужно, чтобы в каком-либо треке один голос озвучивал всю гармонию, то в первом такте данного голоса мы должны написать:
{$b+t+a+s+}

Ссылки, как и функции, привязываются к нотам или паузам. Не смотря на то, что в описанном примере нет ни того, ни другого, на самом деле программа посчитает, что данная гармоническая ремарка привязана к паузе, по длительности равной размеру такта. Точно таким же образом, естественно когда это оправданно, можно записывать и упомянутые уже гармонические функции, и метки, и блоки.

А теперь если мы в такте с размером в четыре четверти запишем:
{$b+}v{$t+}v{$a+}v{$s+}v
то гармония зазвучит не сразу вся, а постепенно, то есть на первой четверти появится бас, на второй - тенор, на третьей - к ним присоединится альт, а на четвёртой зазвучит и сопрано.

Гармонию также можно разбить на голоса, записав в первом голосе трека {$b+}, во втором - {$t+}, в третьем - {$a+} и, наконец, в четвёртом - {$s+}.
Короче говоря, вы вольны сами решать какой голос, какого трека, с какого момента, как долго и какую часть гармонии должен озвучивать. Допустим, нам необходимо чтобы в первом такте звучал бас и тенор, тогда мы в нём пишем:
{$b+t+}
Теперь вдруг нам понадобилось, чтобы во втором такте бас замолчал, а вместо него вступил альт:
{$b-a+}
в третьем такте пусть тенор и альт замолчат, а зазвучит одно сопрано:
{$t-a-s+}
и в конце-концов, в четвёртом такте нам захотелось, чтобы зазвучала вся гармония:
{$b+t+a+}

А что же такое режим слияния? Очень просто! Когда включен этот режим, то одинаковые ноты из смежных аккордов будут соединены лигами держания. Пример включения режима слияния:
{$b+t+a+s+l+}

Вот, пожалуй, и всё, что касается гармонизации в программе MIDIM. Нам лишь осталось упомянуть о возможности преобразования гармонических ссылок в ноты. Для этого достаточно встать на тот голос, на который вы хотите подобным образом воздействовать и нажать Control + K. Учтите при этом, что если в преобразуемом голосе присутствуют ноты, не участвующие в аккордообразовании, то они просто будут утеряны. Вообще, из данного голоса будет утеряно всё, кроме собственно ссылок, поэтому рекомендуется для озвучивания гармонии выбирать только ни чем не занятые голоса.