Нотный редактор



Музыкальное произведение в программе MIDIM состоит из совокупности треков и разбито на такты. Каждый трек, в свою очередь, может быть разделён не более чем на пятьдесят голосов. Нотный редактор, являясь текстовым и однострочным, в один промежуток времени позволяет набирать или редактировать только определённую часть сонга, как раз описываемую значениями текущих трека, такта и голоса. На сии же значения можно воздействовать либо через упомянутые навигационные пункты программного меню, либо через соответствующие им горячие клавиши. Другими словами, когда вы изменяете, предположим, текущий такт, то изменяется и содержимое нотного редактора.

Разбиение трека на голоса реализовано посредством большого объединителя, но явное использование данного элемента в нотном редакторе категорически запрещено. Дело в том, что когда вы набрав, скажем, первый голос, перемещаетесь во второй, программа автоматически добавляет между ними большой объединитель, но, опять же, из нотного редактора он виден не будет, так как, повторимся, тот способен содержать в себе только один голос, одного трека и лишь из одного такта. Кстати, именно по этой причине в нотном редакторе также категорически запрещено присутствие пробелов. Существует правда возможность просмотра или редактирования нотного текста в полном формате, то есть с большими объединителями и со всеми тактами, но такой вариант довольно-таки не удобен, и применим в редких случаях.

Люди, не знакомые с нотной системой Брайля, возможно, не совсем понимают, о чём идёт речь, но им и ни к чему вникать в сии тонкости, просто достаточно будет знать, что пробелы и объединители в нотном редакторе запрещены, а остальное прояснится в последствии.

Каждый трек имеет своё имя и MIDI-канал. MIDI-канал - это некая область отведённая под музыкальные события. Если для какого-либо канала установить инструмент, предположим, фортепиано, то все треки, которым присвоен данный канал будут озвучиваться именно названным инструментом. Вообще, все MIDI-параметры, будь то инструмент, громкость, пространственная локализация или любые другие, распространяются на весь MIDI-канал. В стандарте General Midi предусмотрено 16 отдельных MIDI-каналов, десятый из которых зарезервирован под ударные. Имя и канал трека задаются в окне свойств, либо при его создании, либо при нажатии на F5. Всего в программе MIDIM для одного сонга допускается наличие не более двух сот пятидесяти пяти треков. Один из них является общим и называется нулевым. Данный трек нельзя удалить или присвоить ему MIDI-канал. Его имя есть ничто иное, как имя самого сонга. Нулевой трек необходим для объединения всех остальных треков в единое целое. На нём прописываются базовый тактовый размер произведения, темп, а также какие-либо другие глобальные параметры, допустим, общая громкость. Ещё на нулевом треке можно производить гармонизацию, но об этой возможности мы поговорим отдельно.

Теперь рассмотрим основные горячие клавиши для навигации по трекам, тактам и голосам. Вообще, для всех подобных операций задействованы клавиши перемещения курсора, вот только нажимать их следует в сочетаниях с некоторыми другими клавишами, ведь сами по себе они нужны в текстовом (то есть нотном) редакторе.
Так для смены текущего такта используйте стрелки вправо или влево в сочетании с альтом, а для изменения текущего голоса тот же Alt, но уже со стрелками вверх или вниз.
Alt + End - последний такт трека;
Alt + Home - первый такт трека;
Alt + PageDown - последний голос трека;
Alt + PageUp - первый голос трека;
Стрелки вверх или вниз, в сочетании с клавишей Control изменят текущий трек.

Для более подробного знакомства с горячими клавишами MIDIM вы можете изучить либо программное, либо контекстное меню нотного редактора. Нам остаётся упомянуть лишь о том, что по-умолчанию для нотного редактора включен режим «продвинутой навигации», в следствии чего перемещение между тактами, голосами и треками может осуществляться более упрощённым способом, например:

  • Перейти в следующий такт можно стрелкой «вправо», при условии, что курсор редактора находится в конце строки;
  • Перейти в предыдущий такт можно стрелкой «влево», при условии, что курсор редактора находится в начале строки;
  • По голосам можно перемещаться стрелками «вверх» и «вниз», без альта;
  • По трекам можно перемещаться с помощью клавиш «Page Up» и «Page Down»;
Режим «продвинутой навигации» включается/отключается в меню «Настройка».