Для не знакомых с НСБ



В программу MIDIM, начиная С версии 1.00.300 добавлен транслятор, позволяющий набирать и редактировать нотный текст людям,не знакомым с системой Брайля. Конечно, понимание основных правил нотописи так, или иначе всё равно понадобится, но зато, благодаря переводчику, вы будете избавлены от необходимости заучивать все символы этой системы. Достаточно в специальном файле, называемом словарём транслятора, произвести переназначение сложных для вас символов на какие-либо другие, более понятные и легче запоминаемые. Осуществляется же это следующим образом:

  1. В каталоге Translator Создаём файл с расширением CNV, допустим Proba.Cnv.
  2. Открываем его любым текстовым редактором.
  3. С помощью знака равенства производим необходимые переназначения символов. Например, учитывая, что нота до целой длительности в программе MIDIM обозначается маленькой латинской y, мы можем записать так:
    ДоЦелая=y
  4. Сохраняем файл.
  5. Подключаем наш словарь к сонгу, для этого пишем в обработчике нулевого трека:
    Translator Proba
Теперь мы можем в нотном тексте смело писать ДоЦелая, а программа будет принимать эту запись за латинскую y.

Как вы наверное заметили, при подключении переводчика после слова Translator необходимо указывать имя его файла, без пути и расширения. Существует также соответствующий помощник, но о нём будет сказано чуть позже.

Все строки в словаре транслятора, не имеющие знака равенства, игнорируются, и считаются комментариями. Существуют некоторые ограничения для назначаемых имён, и их было бы не лишним соблюдать. Замене не могут быть подвергнуты метки и блоки-обработчики, привязанные к нотам, а также ремарки и тактовые размеры, Исходя из этого, можно утверждать, что следующие символы не могут быть занесены в словарь транслятора:

  • знак слова (то есть правая круглая скобка),
  • точка,
  • угловые скобки (то есть знаки больше/меньше),
  • фигурные скобки,
  • обозначения тактового размера (например, Vd4),
  • непосредственно сам знак равенства.
Плюс ко всему, категорически запрещено присутствие пробелов и объединителей (то есть левой и правой скобки) в рабочих строках словаря. В остальном же вы можете переназначать любые символы нотной системы Брайля, а также всякого рода их сочетания. Например, в комплект программы входит файл Standart.Cnv, находящийся в каталоге Translator. В нём переназначены почти все нотные символы, которые понимает MIDIM на русские аналоги. Если вы подключите этот словарь к своему сонгу, то сможете гамму до мажор в первой октаве восьмыми длительностями записать так:
ПерваяДо8Ре8Ми8Фа8Соль8Ля8Си8До8
Учтите только то, что регистр букв имеет значение.

Рекомендуется использовать этот файл в качестве шаблона для создания ваших собственных словарей. После того, как вы скопируете и переименуете Standart.Cnv, можете заменить на своё усмотрение все его символы до знаков равенства. Желательно для корректной работы транслятора не менять предложенную в нём последовательность строк. В случае необходимости, можно также добавлять и новые переназначения, конечно, с соблюдением упомянутых правил.

Поиск аналогов в словаре производится сверху вниз, поэтому чем больше длина заменяемого элемента, тем раньше он должен встретиться в файле транслятора.

Если вы загрузите сонг, написанный во внутреннем формате, то есть без использования транслятора, а затем вручную подключите какой-либо транслятор к какому-либо его треку, то при ближайшем воспроизведении программа предложит вам преобразовать нотный текст данного трека согласно подключенному словарю. Это даст вам возможность просмотра и редактирования загруженного сонга. Если же производить подключение/отключение трансляторов через помощника, то все преобразования будут производится сразу.

Теперь, используя обозначения из словаря Standart.Cnv, рассмотрим некоторые особенности нотной записи в программе MIDIM.

Длительности.

В нотной системе Брайля, а следовательно и в программе MIDIM применяются только четыре разновидности длительностей. Перечислим их на примере ноты до:
До1, До2, До4, До8.
При этом одна такая запись может означать, как минимум, две длительности.

  • До1 - целая или шестнадцатая,
  • До2 - половинная или тридцать вторая,
  • До4 - четвертная или шестьдесят четвёртая,
  • До8 - восьмая или сто двадцать восьмая.

Программа, ориентируясь на тактовый размер, в каждом конкретном случае обязана сама определять какая из двух длительностей имелась в виду. Например, встретив в такте размером в четыре четверти следующие ноты:
До8Ре8Ми8Фа8Соль8Ля8Си8До8,
программа однозначно определит, что это восьмушки, а не сто двадцать восьмушки.

Конечно, бывают и двусмысленные ситуации. Представим такт, содержащий шестнадцать тридцать вторых длительностей и одну половинную:
До2Ре2Ми2Фа2Соль2Ля2Си2До2До2Ре2Ми2Фа2Соль2Ля2Си2До2Си2
При тактовом размере в четыре четверти, здесь будет просто невозможно определить что есть что. Попытка воспроизвести такой такт ни к чему не приведёт а программа попросит вас расставить уточнители, Конечно, именно это и необходимо сделать в данной ситуации, и помогут нам в этом следующие дополнения:
УточнительКрупный и УточнительМелкий.

Если перед какой-либо нотой поставить УточнительКрупный, то для программы это будет означать что данная нота именно из крупной группы длительностей, то есть является целой, половинной, четвертной или восьмой. Теперь, учитывая, что в нашем примере половинной должна быть последняя нота, поставим перед ней УточнительКрупный:
До2Ре2Ми2Фа2Соль2Ля2Си2До2До2Ре2Ми2Фа2Соль2Ля2Си2До2Уточнитель- КрупныйСи2

Также мы можем воспользоваться и МелкимУточнителем, но в данном случае это будет не совсем рационально:
УточнительМелкийДо2УточнительМелкийРе2УточнительМелкийМи2- УточнительМелкийФа2УточнительМелкийСоль2УточнительМелкийЛя2- УточнительМелкийСи2УточнительМелкийДо2УточнительМелкийДо2- УточнительМелкийРе2УточнительМелкийМи2УточнительМелкийФа2- УточнительМелкийСоль2УточнительМелкийЛя2УточнительМелкийСи2- УточнительМелкийДо2Си2

Знаки альтерации.

Диез, Бемоль, Бекар ставятся перед нотами. Допускается использование дубль диеза (ДиезДиез) и дубль бемоля (БемольБемоль).

Октавные знаки.

Программа MIDIM понимает следующие октавные знаки:
Субконтр, Контр, Большая, Малая, Первая, Вторая, Третья, Четвёртая и Пятая.

Ставятся они также перед нотами, например, так запишется нота до второй октавы:
ВтораяДо1
Делать же это перед каждой нотой ни к чему. Тут существуют вполне определённые правила.

Октава обязательно нужна перед самой первой нотой в голосе. Дальше всё зависит от того, на какой интервал будет двигаться мелодия. Если этот интервал меньше кварты, то октавные знаки не нужны вообще. Запишем гамму до мажор в первой октаве:
ПерваяДо8Ре8Ми8Фа8Соль8Ля8Си8До8

Если же интервал кварта или более, то октавные знаки нужны, но только в том случае, когда скачёк происходит в другую октаву. Например, до первой и фа первой запишутся так:
ПерваяДо2Фа2
А вот до первая и фа малая - так:
ПерваяДо2МалаяФа2

С учётом этих правил, напишем арпеджио шестнадцатыми длительностями:
БольшаяДо1Ми1Соль1МалаяДо1Ми1Соль1ПерваяДо1Ми1Соль1ВтораяДо1- Ми1Соль1ТретьяДо1Ми1Соль1ЧетвёртаяДо1

Конечно вы можете проставлять октавные знаки перед каждой нотой, но это несколько затруднит процесс редактирования и, что естественно, увеличит длину такта.

Интервалы.

Употребляются они для построения аккордов. В вашем распоряжении имеются следующие интервалы:
Секунда, Терция, Кварта, Квинта, Секста, Септима и Октава.
Пишутся после ноты, к которой нужно построить интервал. По-умолчанию строятся снизу вверх. Вот, к примеру, до мажорное трезвучие, в малой октаве:
МалаяДо1ТерцияКвинта

Можно заставить программу строить интервалы сверху вниз. Для этого напишите перед нотами директиву ПраваяРука. Таким образом, благодаря записи
ПраваяРукаМалаяДо1ТерцияКвинта
будут воспроизведены ноты до малой, ля большой и фа большой октавы. Директива ЛеваяРука снова перенаправит интервалы снизу вверх. Действуют упомянутые директивы только на тот голос, в котором встречаются вплоть до конца произведения или до очередного перенаправления.

Можно строить и интервалы больше октавы. Вот пример ноны:
ВтораяЛя1ТретьяСекунда
То есть перед интервалами, так же как и перед нотами, можно ставить октавные знаки. А вот пример использования знака альтерации для интервала:
БольшаяРе1ДиезТерция

В системе Брайля для упрощения и сокращения нотной записи применяется удвоение интервалов. Оно допустимо и в MIDIM. Следующие строки:
ПерваяДо4КвартаСекстаРе4КвартаСекстаМи4КвартаСекстаФа4КвартаСекста
и
ПерваяДо4УдвоеннаяКвартаУдвоеннаяСекстаРе4Ми4Фа4КвартаСекста
являются идентичными. Другими словами, если в каком-либо созвучии удвоить какой-либо интервал, то до тех самых пор, пока он, то есть этот интервал, не встретится в единственном числе, программа будет воспроизводить его для всех последующих нот.

Запишем опять же гамму до мажор, которая будет исполнена трезвучиями:
ПерваяДо8УдвоеннаяТерцияУдвоеннаяКвинтаРе8Ми8Фа8Соль8Ля8Си8До8- ТерцияКвинта
Перед удвоенными интервалами также можно ставить знаки октав и знаки альтерации.

Штрихи.

По-умолчанию весь нотный текст воспроизводится штрихом нонлегатто, то есть слегка раздельно. Так же вы можете использовать следующие штрихи:

  • Легатто - пишется между нотами,
  • Стакатто - пишется перед нотой,
  • Стакаттисимо - тоже перед нотой.

Штрихи, подобно интервалам, можно удваивать. Вот эти обозначения:
УдвоенноеЛегатто, УдвоенноеСтакатто, УдвоенноеСтакаттисимо.

Лиги держания.

Лиги нужны Для слияния длительностей. Если, допустим, мы хотим продлить ноту из одного такта в другой, то нам следует воспользоваться ЛигойПростой. Пример:
ВтораяСи1ЛигаПростая
Си1

Можно также продлевать и аккорды, но для этих целей необходимо использовать ЛигуАккорда:
ТретьяМи1ЛигаАккордаТерцияКвинтаСептима
Ми1

Обратите внимание, что для продолжающего аккорда интервалы не указываются. Таким образом ноты и аккорды можно "растягивать" на любое количество тактов.

Тактовый размер.

Как было сказано в самом начале, этот элемент нужно писать во внутреннем формате программы. Подменить его транслятором не получится. Следуйте таким правилам:

  • начинаться описание тактового размера должно с большой латинской V;
  • затем следует числитель тактового размера, записанный маленькими латинскими буквами, где 'a' соответствует единице, 'b' - двойке, 'c' - тройке и так далее;
  • затем указывается знаменатель обычными цифрами;

Вот примеры:
четыре четверти - Vd4
три четверти - Vc4
две вторых - Vb2
шесть восьмых - Vf8
двенадцать шестнадцатых - Vab16

Тактовый размер обязательно должен располагаться в начале такта.

Тональность.

Перед тактовым размером можно проставлять ключевые знаки. Например, если мы запишем
ДиезДиезVd4
то результатом будет тональность с двумя диезами.