Продолжая о нотописи



Таким образом, можно сказать, что MIDIM понимает практически все основные обозначения нотной системы Брайля. кроме знаков аппликатуры, мелизмов, реприз симиле, малого объединителя и некоторых штрихов, таких, например, как Tenuto, martelato, lure акцент и так далее. В дальнейшем, по мере необходимости, данные элементы будут вводится в программу MIDIM, но пока большую их часть можно реализовать только посредством встроенного языка программирования. Мы же сейчас поговорим лишь о поддерживаемых программой нотных символах и о некоторых правилах их написания.

Поддерживаемые текущей версией MIDIM нотные знаки.

  • тактовый размер и ключевые знаки;
  • ноты и паузы длительностью от целой до сто двадцать восьмой;
  • нотные группировки;
  • крупный, мелкий уточнители и их удвоения;
  • октавные знаки от субконтр до пятой;
  • знаки альтерации от дубль-бемоля до дубль-диеза;
  • все интервалы и их удвоения;
  • все особые ритмические группы (пока без удвоения);
  • лиги держания для нот и аккордов;
  • обозначения партий для левой и правой рук фортепиано и левой руки баяна;
  • штрихи нонлегатто, легатто, стакатто, стакаттисимо и их удвоения;
  • любое количество точек после ноты;
  • большой объединитель (используется не явно);
  • обозначения ключей (скрипичный, басовый и т.д.);

Некоторые особенности.

Базовый тактовый размер и тональность произведения обязательно должны быть указаны в самом первом такте нулевого трека. Также их можно проставлять и на всех остальных треках, в любых голосах. Считается, что если в каком-либо голосе какого-либо трека не обозначены тактовый размер и тональность, то таковые берутся либо из предыдущих голосов данного трека, либо непосредственно из нулевого трека. Числителем тактового размера может быть любое положительное число, а знаменателем только 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64 или 128. Тональность и тактовый размер могут меняться в любом такте сонга, при этом изменение данных параметров в нулевом треке затрагивает весь сонг, а изменение их на каком-либо другом, не нулевом треке затрагивает только этот трек и только тот его голос, где такое изменение имеет место быть. При смене тональности, необходимо сначала с помощью бекаров отменить старые ключевые знаки, и лишь затем задавать новые. Категорически запрещено размещение тактового размера в середине/конце такта.

Вы можете кроме до мажора или ля минора использовать семь бемольных или семь диезных тональностей. Ноты должны записываться в полном соответствии с НСБ. Один такт обязан содержать в себе длительности в сумме равные тактовому размеру. При возникновении спорных ситуаций, следует пользоваться уточнителями.

Организация особых ритмических групп в программе MIDIM несколько отличается от общепринятых правил. Длительности любой ритмической группы должны быть в два раза меньше исходной. Другими словами, если мы "вбиваем", например, секстоль в четвертную ноту, то эта самая секстоль должна быть записана восьмыми длительностями. Данное правило справедливо для любой ритмической группы и для любой исходной длительности.

К нотам в программе MIDIM можно привязывать три нижеописанных элемента:

  1. Блок-обработчик.
  2. Об этом элементе мы уже вскользь упоминали, и сейчас пока опишем лишь общие правила его обозначения. Записывать блок-обработчик следует перед нотой/паузой, к которой подразумевается его привязка. Также желательно, чтобы элементы относящиеся к данной ноте, например, октавные знаки, знаки альтерации и прочее, не разрывались с ней привязываемым блоком. Имя блока-обработчика необходимо прописывать после знака слова (Третья Четвёртая Пятая или правой круглой скобки в текстовом представлении). Заканчиваться описание имени блока должно символом Третья (то есть обыкновенной точкой в текстовом представлении). Ниже приведём пример блока instrument, привязанного к ноте до:
    )Instrument.y
    (Третья Четвёртая ПятаяВторая ЧетвёртаяПервая Третья Четвёртая ПятаяВторая Третья ЧетвёртаяВторая Третья Четвёртая ПятаяПервая Вторая Третья ПятаяПервая Третья ШестаяПервая Третья ЧетвёртаяПервая ПятаяПервая Третья Четвёртая ПятаяВторая Третья Четвёртая ПятаяТретьяПервая Третья Четвёртая Пятая Шестая)

    К одной ноте/паузе может быть привязан только один блок-обработчик. К интервалам их привязывать нельзя.
    Некоторым блокам-обработчикам необходимо передавать параметры. Записываются эти параметры сразу после имени блока через двоеточие. Если передаётся более одного параметра, то друг от друга они должны быть отделены точкой с запятой. В качестве параметров могут выступать как простые числа, так и целые выражения, причём даже с использованием встроенных функций и переменных (смотрите подробное описание синтаксиса обработчика).
    Вот пример вызова встроенного блока-обработчика, управляющего темпом:
    )Tempo:200;tact.y
    Здесь блок Tempo привязан к ноте до целой длительности и ему переданы два параметра, первый из которых означает непосредственно темп, а второй время, в течении которого оный будет установлен.
    Существует также помощник, предназначенный для упрощения работы с блоками, о котором подробно мы поговорим в соответствующей главе.
  3. Метка.
  4. Данный элемент применяется по большей части во встроенном языке программирования, поэтому подробное его рассмотрение мы опустим. Нам следует только знать, что записывается он аналогично блокам-обработчикам перед нотой/паузой, к которой присоединяется и заключается в угловые скобки, то есть знаки больше/меньше. Ниже приведём пример метки label, опять же привязанной к ноте до:
    <Label>y
    Одна нота/пауза может содержать в себе только одну метку. К интервалам их привязывать нельзя.
  5. Ремарка.
  6. Такой элемент тоже присоединяется к нотам/паузам, записываясь перед оными. Заключается в фигурные скобки и может нести в себе уточняющую или любую другую информацию. При воспроизведении ремарки просто игнорируются. Есть правда одна их разновидность, называемая гармонической ремаркой, которая оказывает непосредственное влияние на воспроизведение, но возможность гармонизации будет рассмотрена в следующей главе.
    Ниже приведём пример обычной ремарки, привязанной к ноте до:
    {Ремарка}y

К одной ноте/паузе могут быть привязаны все три описанных выше элемента одновременно, при этом их последовательность значения не имеет. Не забывайте также о запрещённых в нотном редакторе символах.

Левая рука баяна

Здесь всё в рамках НСБ, так что просто перечислим понятные MIDIM'у обозначения:

  • Третья ШестаяТретья Четвёртая ПятаяТретья - собственно признак левой руки баяна;
  • простая нота - бас (диапазоны и прочие параметры баса, да и аккордов тоже, настраиваются в midim.ini);
  • нота с интервалом - аккорд, построенный к данной ноте:
    • Третья Пятая - мажор;
    • Первая Пятая Шестая - минор;
    • Вторая Пятая - септаккорд;
    • ПятаяВторая Пятая - уменьшённый септаккорд;
  • Третья Шестая - связка, обозначающая, что бас и аккорд следует брать одновременно;